Роман Ф. М. Достоевского был напечатан в 1866 году. Достоевский говорил о современности своего произведения. Еще в сентябре 1865 года он писал Каткову: «Действие современное, в нынешнем году».
Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», придумал теорию об обыкновенных и необыкновенных людях. Эта теория была изложена им в статье «О преступлении» в газете «Периодическая речь» за два месяца до убийства им старухи-процентщицы. Согласно его идее, мир делится на «сильных мира сего», которым все позволено, так как в них есть смелость наклониться и взять власть, и на «тварей дрожащих», которым суждено подчиняться первым. Точнее понять морально-философские принципы Раскольникова помогают образы Лужина и Свидригайлова.
Особое место в романе принадлежит «сильным мира сего» - Лужину и Свидригайлову, которых можно считать «двойниками» Раскольникова.
Характеризуя Петра Петровича Лужина, Пульхерия Ивановна сообщает, что «он уже надворный советник... человек... благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал... весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный». Она пишет о нем как о женихе своей дочери, человеке «умном и, кажется, добром». «Доброта» Петра Петровича заключается в том, что он берет на себя «заботы» о доставке багажа, а «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой!» Также он мечтает взять в жены «девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение». Нетрудно догадаться, какие цели он преследует.
Внешний вид Петра Петровича служит лишним подтверждением его благополучия и удачливости: «Все платье было только от портного... В одежде же... преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками... Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светло-выбритого блиставшего подбородка». Но за приятной внешностью скрывается крайне подлая сущность этого человека.
Ю. Г. Кудрявцев в статье «Три круга Достоевского» так характеризует этого героя: «...Основное для него капитал и «дело». Этому отданы ум и чувства героя. Ум изворотливый, чувства извращенные. Способен для достижения своих целей на демагогию, клевету, донос. Все по расчету, в том числе и брак. Как говорит автор, «более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужин узок и однолинеен».
Дальнейшее знакомство с этим человеком усиливает впечатление о нем как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом и даже жестоком. Уязвленный Родионом, он считает себя вправе требовать от Дуни, чтобы брат «при общем свидании... не присутствовал, так как он беспримерно и неучтиво обидел» его. В сцене объяснения с Дуней раскрывается его мелкая, себялюбивая натура, его низкая душа. Отсутствие искренности подтверждают замечания автора: «довольно любезно, хотя и с удвоенною солидностью, раскланялся с дамами», «высморкался с видом хотя и добродетельного, но все же несколько оскорбленного в своем достоинстве человека», «скривя рот в двусмысленную улыбку», «прибавил с несколько пикированным видом», «сделал горький вид и осанисто примолк», «тотчас же закуражился», «закоробившись, произнес». На правах будущего мужа Лужин считает себя вправе поучать Дуню, указывая, что «любовь к будущему спутнику жизни, к мужу, должна превышать любовь к брату», и не стыдится попрекнуть тем, что его вовлекли в издержки.
С присущим мастерством Ф. М. Достоевский описывает психологическое состояние Лужина после разрыва с Дуней: «Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из его власти... Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него уже было немыслимо. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе. Он с упоением помышлял... о девице благонравной и бедной (непременно бедной, очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной... и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его — спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному... Этот теперешний внезапный, безобразный разрыв подействовал на него, как удар грома. Это была какая-то безобразная шутка, нелепость! Он только капельку покуражился; он даже не успел и высказаться, он просто пошутил, увлекся, а кончилось так серьезно! Наконец, ведь он уже даже любил по-своему Дуню, он уже владычествовал над нею в мечтах своих — и вдруг!» Размышляя о причинах своей неудачи (и меряя людей по себе), Петр Петрович делает следующие выводы: «Ошибка была еще, кроме того, и в том, что я им денег совсем не давал... Я думал их в черном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!.. Нет, если б я выдал им за все это время... тысячи полторы на приданое. Да на подарки,... так было бы дело почище и... покрепче! Не так легко бы мне теперь отказали! Этот народ такого склада, что непременно почли бы за обязанность возвратить в случае отказа и подарки и деньги; а возвращать-то было тяжеленько и жалко!»
Лужин не привык уступать своего и решает «...все это... восстановить, залечить, исправить, а главное — уничтожить этого заносчивого молокососа мальчишку», т. е. Раскольникова. Делает он это известными и привычными ему методами: с целью поссорить Родиона с матерью и сестрой, Лужин, незаметно подложив Соне Мармеладовой сторублевую купюру, обвиняет ее в воровстве. Лишь вмешательство Лебезятникова помешало Лужину в достижении его целей.
Этому человеку несвойственны угрызения совести, сострадание. Для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», он готов «преступить все препятствия». У Лужина есть принцип, по которому он живет: «...Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». А ведь если вдуматься в его слова, то получается, что эта идея и идея Раскольникова близки. Раскольников верно сформулировал последствия убеждений Лужина («а доведите до последствий... и выйдет что людей можно резать...»), хотя Петр Петрович и утверждает, что «на все есть мера» и что «экономическая идея не есть приглашение к убийству...». Отчего бы не допустить мысль, что если для чьего-то личного благополучия понадобится уничтожение человека (совсем не обязательно физическое), то почему бы и не сделать это? Ведь именно по такому пути и идет Лужин, клевеща на Соню.
Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Из того же письма матери Раскольникова становится известно, что господин Свидригайлов «возымел к Дуне страсть» и всячески добивался ее взаимности. Его личность остается загадкой и для читателя, и для Раскольникова. Ходили слухи, что Свидригайлов был причиной смерти четырнадцатилетней глухонемой девочки, крепостного Филиппа, а также самой Марфы Петровны, жены его.
При первой встрече у Родиона об этом человеке сложилось впечатление как о человеке на что-то решившемся и «себе на уме», а также очень хорошего общества или умеющего «при случае быть и порядочным человеком», а при более близком знакомстве — как о цинике. Бывший шулер, выкупленный Марфой Петровной «за тридцать тысяч сребренников», безвыездно проживший в деревне семь лет и ставший за это время «хозяином порядочным», теперь он не знает, куда деть себя от скуки. Свидригайлов сам признает себя «человеком развратным и праздным». После смерти жены он собирается жениться на шестнадцатилетней девочке, пользуясь тем, что отец ее — инвалид, а у матери, кроме родной дочери, еще двое племянников на руках. Его принцип: «Всяк о себе промышляет и всех веселей тот и живет, что всех лучше себя надуть».
Свидригайлов подслушивает разговор Раскольникова с Соней (когда тот признается в убийстве старухи-процентщицы) и предлагает Родиону свою помощь: «Бегите, молодой человек!.. Я искренне говорю. Денег, что ли, нет? Я дам на дорогу». Но тут же, используя информацию о брате, шантажирует Дуню, вынуждая ее прийти к нему на свидание. Он обещает Дуне спасти брата, отправив его за границу, если она будет благосклонна к нему; но тут же, получив отказ, снова превращается в циника, способного на насилие.
Образ Свидригайлова противоречив. На протяжении романа он совершает и добрые дела: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, готов помочь ей избавиться от Лужина, устроил судьбу сирот Мармеладовых. Но все это — и добро, и зло — он совершает от скуки. От природы он имеет совесть, но не имеет убеждений, не занят полезной деятельностью. Потеряв свою последнюю цель — добиться расположения Дуни, Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Я считаю, что Свидригайлов — один из тех героев, которому «не к кому... идти больше некуда». Смертью этого героя автором утверждается мысль, что настоящий человек без убеждений и без деятельности жить не может.
Свидригайлов утверждал, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды». И по большому счету он оказывается прав. Сам он лишен всяческих нравственных устоев, не признает никаких нравственных запретов. Раскольников, разрешая себе «кровь по совести», тоже тем самым отрицает нравственную ответственность сильного человека за совершенные поступки. Моральные нормы, по мнению главного героя, существуют только для обыкновенных людей, «тварей дрожащих».
При сопоставлении Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова становится ясно, что все они придерживаются одной теории. Только Раскольников все же не смог жить по этой теории, а Лужин и Свидригайлов, напротив, пользуются властью, которую дает им материальное благополучие, используют окружающих в своих целях. Сталкивая этих героев, автор тем самым опровергает теорию, раскрывая ее бесчеловечную суть. То человеческое, что живет в Родионе, и помогает ему «воскреснуть», не потерять душу.