"Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре
ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении
двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно
широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все
социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и
не была закончена - помешала смерть поэта.
Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в
заглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья.
Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопро-
са: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно
понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу
1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей зем-
ли, попали в еще большую кабалу.
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить даль-
ше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив
голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с
особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт не
смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные пред-
рассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием
тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пус-
топорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино,
Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесп-
равная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью воскли-
цает поэт, -дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде ,
крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось
только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.
С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам,
которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В от-
личие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова,
Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную
человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство.
Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин,
Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого
из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но не все
они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробуди-
лась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского наро-
да:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного
правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюби-
вой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непо-
корным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного
достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так
убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писа-
рем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной
преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда на-
род выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него
идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает
в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает
жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в
тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельству-
ет о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных ка-
честв крестьянства.
Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский
протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Прав-
да, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но
такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты
возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещи-
ками и управляющими их имений.
Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бун-
тари, такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье по-
ведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем
протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе
своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую"
могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеж-
дой и верой:
Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся об-
разная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В
этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену
Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей хо-
лопского звания, например, "холопа примерного Якова верного", который
сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из
главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем
Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие
другие образы поэмы.
Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое
полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван кри-
тиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном ма-
териале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на
многие голоса.