Темы лирики Некрасова разнообразны.

Николай Алексеевич Некрасов в своем творчестве выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него.
Изучив лирику Некрасова, я убедился, что это истинный народный поэт. Его стихи не потеряли актуальность и в наши дни. Из них мы узнаем о творчестве и деятельности выдающихся людей его эпохи, о тяжелом положении крестьян, о роли поэта и поэзии в обществе. Они заставляют задуматься над нашей историей.
В стихотворении  Н.А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества.
Н.А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства, роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих лирических произведениях Николай Алексеевич не раз обращается к теме назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений.

Он считает, что не выполнил назначение, снова называет причины: отвлекали жизненные блага, и он не жертвовал ими ради выполнения своего назначения. Это стихотворение жизненный итог. За что же не стыдно поэту: 1.Страдал за народ, 2. Любил его, 3. В основном не торговал лирой, т.е. не писал в угоду власти или только из-за денег. А в чём-то он раскаивается: 1. Иногда лира исторгала неверный звук, 2. Не жертвовал жизненными благами, ради выполнения назначения, Некрасов строг к себе и это вызывает уважение.

Николай Алексеевич Некрасов - поэт небывалой совестливости, горькой иронии и пронзительной боли. Его поэзия жива народным духом, чаяниями и страданиями людей. Поэзия Некрасова отражала правду жизни, оттого так горько говорит автор о своем народе. Стихотворение “Родина”, написанное в 1846 году, отражает настроение молодого человека, с честной и доброй душой, взглянувшего вокруг умными и внимательными глазами. Мало утешительного видит патриот в окружающей жизни.
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства.
В этих строках отчетливо звучит позиция автора по отношению ко всему происходившему и происходящему сейчас. Он не только обвиняет “отцов” за их “тиранство”, “разврат”, “чванство”, но признается и в своем недостойном житье: он не в силах был противостоять среде.
Ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я...
Автор обозначает основное зло - крепостное право: безраздельное распоряжение себе подобными. Это уже грех - владеть людьми и эксплуатировать “крещеную собственность”. Вседозволенность рождает в одних звериные инстинкты, но в других, лучших людях, - желание изменить окружающую жизнь, так не похожую на человеческую.
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.
И опять обращение к женской доле, теперь уже матери, а затем и сестры, мало отличающейся от рабской. Еще тяжелее было культурным и воспитанным женщинам терпеть ежедневное попрание достоинства от грубого и себялюбивого “спутника жизни”, держащего своих крепостных девушек в наложницах.
Ты жребий свой несла в молчании рабы...
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна...
Становится понятно и оправдано то злорадство, которое охватывает лирического героя при виде всеобщего запустения и разрухи. Он надеется, что вместе с завалившимся набок домом, срубленным бором и ушедшим в небытие хозяином, который “всех собой давил” и один дышал свободно, уйдет и страшное время, ведь должно же что-то измениться... Но не так-то просто все в человеческой жизни. Автор это прекрасно понимает:
Проклятьем на меня легло неотразимым.
Горечь, боль и тоска слышатся в этом стихотворении. Автор не видит существенных перемен, на которые мог бы рассчитывать.
И еще хочется обратить внимание на одну особенность этого стихотворения и лирики Некрасова в целом. Не следует считать “я” обязательно авторским, это может быть и голос его лирического героя, и собирательного образа, и личным “я”, но чаще это синтез всех этих голосов. Именно поэтому они звучат так пронзительно, доходят до сердца и души читателя.